Записки теней
...
Привет, Гость
  Войти…
Регистрация
  Сообщества
Опросы
Тесты
  Фоторедактор
Интересы
Поиск пользователей
  Дуэли
Аватары
Гороскоп
  Кто, Где, Когда
Игры
В онлайне
  Позитивки
Online game О!
  Случайный дневник
BeOn
Ещё…↓вниз
Отключить дизайн


Зарегистрироваться

Логин:
Пароль:
   

Забыли пароль?


 
yes
Получи свой дневник!

Записки тенейПерейти на страницу: « предыдущуюПредыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | следующуюСледующая »


понедельник, 10 января 2011 г.
Elhemina Astore 18:17:57
Запись только для меня.
' 084 Elhemina Astore 00:49:55
86. Истина, критерии истины

"Сначала была истина" - сказано в одной новоявленной теории мироздания. "Цель человека - достижение истины" - патетически восклицают другие.
Но стоит заговорить, а что же такое - эта самая истина, которой нужно достичь, и можно ли ее "потрогать", раз она существует где-то сама по себе, так начинается серьезная пробуксовка :)­ Как обычно это бывает, причина - в неопределенности понятия, которое используется "интуитивно", расплывчато.
Истинность - это всегда результат сравнения чего-то с неким эталоном. Критерием истины является положительный результат такого сравнения в случае, если вообще возможно сравнение. Т.о. истина - это положительный результат сравнения, а ложь - отрицательный.
Физиологически определяемый смысл операции сравнения - оценка системой значимости личности успешности или не успешности попытки действия. В первом случае истиной оказываются проверяемые (сравниваемые с действительностью) предположения, и если они оправдываются - то стимулируются впоследствии, во второй - ложными и такие - впоследствии блокируются.
Черный кот:
Что есть истина, и каким манером ее выявить? И каким манером, находясь в рамках строгого рационального мышления, можно выявить иррациональное? И как можно, находясь в рамках методологии современной науки, познать то, что по сути своей "антинауно"? И где критерии "достоверности"?

nan
Истинность это - всегда сравнение чего-то с неким эталоном. Критерием истины является результат такого сравнения в случае, если вообще возможно сравнение. Соответственно, истина это - положительный результат сравнения, а ложь - отрицательный.
Все эти вполне однозначные определения обычно упускают из виду, когда говорят о достижении Истины, об абсолютной Истине и т.п. Почему-то аналогично не говорят об абсолютной Лжи :)­ в этом явно нарушена симметрия и, соответственно, некий здравый смысл. Поэтому в дальнейшем изложении призываю НИКОГДА не забывать о том, что истина - это положительный результат сравнения. Но чего с чем? Не будем рассматривать формальную логику и Булеву алгебру, а будет говорить об истине в психологическом контексте. И тогда истина это - положительный результат операции сравнения высказанного или невысказанного утверждения (предположения) и его фактического проявления в конкретных условиях. В одних условиях утверждение может оказаться верным, для других - то же самое утверждение - ложным.
И практически ни одно из утверждения не может быть верным для любых мыслимых условий. Даже утверждение 2+2=4 может быть ложным в определенных условиях, а 2+2=5 - верным (в определенной системе счисления). Поэтому нет такой истины, которая могла бы оказаться абсолютной и существовать сама по себе. Истина или ложь - это всего лишь нами используемая абстракция, которая в природе не имеет самостоятельного смысла.
Операции сравнения всегда применяется к внешним по отношению к личности явлениям и вот почему. Если под словом "личность" понимать то, что определяет индивидуальные качества субъекта, неважно, чем именно они обусловлены, астральной душой или нейрофизиологически­ми механизмами, то критерием истинности или ложности внутренних переживаний является степень их соответствия с эквивалентным внешним явлением, а точнее, с текущим состоянием этого явления. Потому, что нет смысла говорить об истинности отдельных свойств переживаемого, таких как субъективное представление цвета, вкуса и всех других ощущений, в том числе ощущений эмоциональных состояний: каждое из них невозможно сравнивать само с собой, чтобы говорить об истинности.
Физиологически определяемый смысл операции сравнения - оценка системой значимости личности успешности или не успешности попытки действия. В первом случае истиной оказываются проверяемые (сравниваемые с действительностью) предположения, и если они оправдываются - то стимулируются впоследствии, во второй - ложными и такие - впоследствии блокируются.
Во внутренних переживаний нет ничего не связанного с чем-то внешним и, так или иначе, не ориентированного на отношение к этому внешнему. Следует заметить, что под внешним имеется в виду все, что находится во вне психики личности, в том числе состояние его собственного тела.
Все воспринимаемое всегда опосредовано органами чувств и инструментами наблюдения, искажено ими так, что в конечном счете в голове представляется не в виде "картинки" (хотя именно так мы воспринимаем), а в виде взаимосвязи воспринятых элементарных признаков воспринимаемого, разложенного на отдельные составляющие свойства. При этом уже не имеет никакого значения в виде чего именно воспринимается каждое из этих свойств. Т.е. вопрос о том в виде чего каждый из нас воспринимает зеленый цвет- некорректен: зеленый цвет, в конечном счете - это всего лишь последовательность импульсов с частотой, характеризующей интенсивность цвета. Это же можно сказать и в отношении любого другого элементарного ощущения.
Кроме того, искажения индивидуальных органов чувств и инструментов наблюдения могут быть весьма существенными.
Но взаимовлияние свойств, отношение одних явлений к другим, всегда будут проявляться однозначно и тем более, чем больше разных людей подтверждает это.
Поэтому наиболее надежный критерий истины - сопоставление результатов наблюдения явлений в одних и тех же условиях разными людьми.
Физиологически определяемый смысл операции сравнения - оценка системы значимости личности успешности или неуспешности попытки действия.


Категории: [Философия], [Экзамен], [Шпоргалка], [Вопрос №84]
' 083 Elhemina Astore 00:05:10
81. Философия постмодернизма

Постмодерн – определенная общекультурная ситуация конца ХХ столетия, проявляющаяся во всех сферах жизни современного общества. Постмодерн правомерно считать еще одним аспектом цивилизации конца ХХ века, создающим «новое умственное зрение», позволяющим пересмотреть всю предшествующую культурную традицию.
В своих трудах философы постмодерна неоднократно заявляют о том, что исчерпаны традиционные формы философствования, необходимо переходить к новому – нетрадиционному, не скованному границами мышлению. На первый план в этой философии выходят проблемы языка, новой субъективности, иронии, культуры «цитат и кавычек». Посмодернизм снимает саму проблему объективной реальности, переключаясь на субъективность индивида. В результате мир воспринимается как условность, действительность как нечто мнимое, которое хорошо описывается метафорой сновидения. Часто используемый философами постмодернизма термин «следовое восприятие» означает скольжение субъекта по поверхности явления без понимания сущности последнего. Таким образом, постмодернистская мысль пришла к заключению, что все, принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, как представление о ней, зависящее к тому же от точки зрения, которую выбирает наблюдатель, и смена которой ведет к кардинальному изменению самого представления.
Посмодернисты настаивают на множественности истины (в этом смысле логический закон исключенного третьего теряет свой смысл) - т.е. каждый субъект может высказывать об объекте противоположные, но одинаково справедливые суждения. Таким образом, истина для постмодерниста – только слово, обращенное к собеседнику, прием позволяющий наладить взаимопонимание. Слово – часть текста, сообщения. По-новому анализируя проблему текста, постмодернизм считает, что текст не отображает адекватно реальность, а творит ее заново. Тем самым, создается как бы множество реальностей, поскольку существует соответствующее число интерпретаций текста. Значит, истиной реальности просто нет. Взамен нам предлагается целый ряд реальностей виртуальных. С точки зрения постмодернизма сегодня можно говорить о возникновении нового типа рациональности, характеристиками которого являются насилие и дибилизм (ограниченность и ослабленность).
Понимание мира как хаоса сопряжено в философии постмодернизма с отказом от установки на целостность, закономерность мира. На смену представлений об упорядоченности мира приходит констатация факта «ризоматических» изменений, т.е. лишенных определенного направления и регулярности. Понятие ризомы[53] заимствовано из биологии и употребляется как метафора современной культуры с её отрицанием упорядоченности и отсутствием синхронного порядка. Картина реальности в философии постмодерна состоит из «симулякров», не имеющих оснований во внешней реальности (симулякры – точные копии, оригинал которых никогда не существовал).
По своей природе философия постмодерна мозаична и цитатна. Своеобразно понимается здесь и «историчность»: возможно «произвольно» включать в свои произведения любые «отрывки» истории, делая их частью своего настоящего. Истории одинаковой для всех просто не существует. На одном из этапов развития общества произойдет распад истории, и это будет её логичным концом.


Категории: [Философия], [Экзамен], [Шпоргалка], [Вопрос №83]
воскресенье, 9 января 2011 г.
' 082 Elhemina Astore 21:51:39
19. Софистика и софисты

Софистика - сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов - всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. Характерными приемами софистики являются вырывание событий из их связи с другими, применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, одной исторической эпохи к событиям другой эпохи и т.д.
Софисты жили в 5-4 вв. до н.э. и были платными преподавателями философии. Родоначальник софистики – Протагор из Абдер. Его сочинение «Истина» начинается словами: «Мера всех вещей – человек...» Отсюда вытекает, что любые знания, ценности и законы относительны. Каждый человек сам решает, как ему жить и во что верить. Общей для всех истины не существует.
Главным предметом исследования у софистов становится отношение мышления к языку (а не познание природы вещей, как у досократиков). Предмет речи для софиста не имеет значения. Владея техникой обращения с языком, можно доказать какое угодно мнение, считали софисты. «Софизм» (греч. «уловка, головоломка») – логически некорректное рассуждение, формально похожее на правильное. Иногда софизмами называют также логические парадоксы, возникающие из корректного рассуждения.
Софизм «Рогатый»: То, что ты не потерял, ты имеешь.
Ты не потерял рога.
Следовательно, ты их имеешь.
Парадокс «Лжец»: Это утверждение ложно. Истинно ли то, что в нём утверждается?


Категории: [Философия], [Экзамен], [Шпоргалка], [Вопрос №17]
' 081 Elhemina Astore 21:42:34
8. Возникновение и развитие буддизма

Буддизм возник в 6 веке до н. э. в Индии. В то время там шел процесс разложения родоплеменных отношений.
Приверженцы буддизма связывают возникновение своей религии с деятельностью конкретного человека -- индийского принца Сиддхартха из племени шакья Гаутамы, чья личность, как и личности основателей других религий, окружена множеством легенд, из которых очень трудно вычленить рациональные моменты. История Гаутамы-Будды. Будда (умудренный, просветленный высшим знанием).
Мифологическим прообразом Будды и главным действующим лицом его учения стал Бодхисаттва. Это персонаж, принявший решение спасти все живые существа от страданий. На своем пути Бодхисаттва принимает облик не только человека, но и любого другого существа. В конечном счете, согласно легенде, накопив нужные свойства, он принимает решение родиться в облике человека и проповедовать путь спасения.
Сторонники Будды стали создавать монашеские общины, существовавшие в основном за счет подаяния верующих.
В I веке н. э. буддизм разделился на два направления: хинаяну (узкий путь спасения) и махаяну (широкий путь спасения). Это разделение было вызвано различиями в социальных и политических условиях жизни населения разных регионов Индии, а также необходимостью приспособить буддизм к существованию за пределами этой страны. Хинаяна признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению. Основной упор в ней делается на личное спасение, которого можно достичь лишь через уход от мира, то есть принятие монашества с его аскетическим образом жизни, отшельничеством. Махаяна признает возможность спасения не только для монахов, но и для мирян, при этом подчеркивается необходимость спасать других, активная проповедническая деятельность и воздействие на различные сферы общественной и государственной жизни. Преодолев аскетические крайности хинаяны, затруднявшие распространение буддизма, махаяна вышла далеко за пределы Индии и Юго-Восточной Азии: проникла в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Европу. Именно махаяна стала основой для возникновения множества местных толкований и учений, движений и течений буддизма. Будда был превращен в божество, в честь которого стали сооружать храмы и совершать ритуальные обряды.


Категории: [Философия], [Экзамен], [Шпоргалка], [Вопрос №8]
' 080 Elhemina Astore 16:44:43
78. Герменевтика

Герменевтика (греч. Hermeneutikos - разъясняющий, толкующий) - искусство и теори истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой филологической герменевтики и библейской экзегетике.
Формирование герменевтики как философско-методоло­гической теории понимания и истолкования (интерпретации) начато немецким теологом протестантом и филологом-классиком­ Ф. Шлейермахером, поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, цель которого - понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Вслед за Шлейермахером наиболее существенное влияние на развитие герменевтики как философского учения о методе истолкования и понимания оказал В. Дильтей, обратившийся к задаче обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два класса - "науки о природе" и "науки о духе", Дильтей выделил в качестве особой области последних духовные сущности, являющиеся "проявлениями жизни".
В настоящее время герменевтика - одно из основных направлений современной, в первую очередь западноевропейской философии. Герменевтика является методологией гуманитарных наук, онтологией и универсальным способом философствования. Являясь методологией гуманитарных наук, герменевтика выходит за их пределы. Понимание и истолкование становятся способом освоения всей совокупности человеческого опыта - традиций философии, искусства и самой истории.
Одним из ведущих представителей современной герменевтики является Гадамер.


Категории: [Философия], [Экзамен], [Шпоргалка], [Вопрос №78]
' 079 Elhemina Astore 16:31:59
56. Философская система Гегеля

Основное достижение Гегеля это создание на объективно-идеалист­ической основе систематической теории диалектики. Ее центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия — в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуальног­о «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» — семья, гражданское общество, государство ) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие — внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История — «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. Основные сочинения: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», части 1-3, 1812-16; «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

В значительной степени в философии Гегель продолжает линию расхождения с метафизикой, начатую Кантом, однако не следует Канту в полной мере. В качестве достоинства прежней метафизики философ отмечает убеждение в том, что «действительно истинны не предметы в своей непосредственности,­ а лишь предметы, возведенные в форму мышления, предметы как мыслимые... что мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей составляют одно содержание» (2: 1, 98). При этом Гегель решительно критикует метафизику за ограниченность ее представлений о мышлении, за то, что она догматическим образом переносила на действительность конечные определения и некритически пользовалась приемами рассудочного мышления, которому он противопоставляет мышление, бесконечное в себе и разумное, которое мыслит не только предметы и ограничено ими, но и само себя: «Истинное познание предмета должно быть, напротив, таким, чтобы он сам определял себя из самого себя, а не получал свои предикаты извне» (7: 1, 136-137).
Критическое трансцендентальное исследование разума, проделанное Кантом, Гегель считает недостаточным. Если Кант отказался от прежней метафизики ради научного познания и поставил вопрос о том, как возможно это научное знание, то Гегель идет дальше и считает необходимым исследовать не только научное знание, но и всю сферу человеческого духа, включая политику, мораль, религию и даже обыкновенное сознание. Гегель идет дальше Канта и в том отношении, что в качестве предпосылки философии он рассматривает не научное знание, имеющееся в наличии, а в целом содержание человеческого духа. Иными словами, если Кант считает возможным в науке довериться ученому и не ставит вопрос о научности уже имеющегося знания, а только о том, как оно возможно, то Гегель как философ отваживается на то, чтобы довериться вообще человеческому духу, и считает для философии необходимым опираться не только на научные познания, но и на культуру в целом. Преодоление трансцендентализма Гегелем идет через переход от критического исследования разума (научного познания) к критическому исследованию духа в целом (культуры в полном объеме), что и составляет главную цель науки об опыте сознания, или феноменологии духа, созданной им в конце Йенского периода творчества.


Категории: [Философия], [Экзамен], [Шпоргалка], [Вопрос №56]
Elhemina Astore 16:23:31
Запись только для зарегистрированных пользователей.
суббота, 8 января 2011 г.
' 077 Elhemina Astore 21:07:03
7. Классическая индийская философия.

Классическая философская литература Индии подразделяется на два вида - сутры и комментарии. Сутры ("нить") представляют собой сборники кратких афористических изречений, выражающих, как предполагается, основные идеи данного учения. Однако в силу своей краткости сутры непонятны непосвященным. Поэтому в ходе развития и распространения учения их необходимым дополнением становятся комментарии. Коль скоро комментатор обращался к "непосвященным", толкование учения перерастало в доказательство его истинности. Поэтому индийский философский комментарий строится как диалог. В нем участвуют, с одной стороны, "автор", а с другой - оппонент. Последний выглядит чаще всего как условный персонаж, лишенный каких-либо индивидуальных черт. Оппонент возражает по любому поводу, словно забывая на каждой следующей странице все то, что он говорил на предыдущей. Он нужен лишь для того, чтобы продемонстрировать всепобеждающую силу и неуязвимость данного учения.
Ортодоксальные школы именовались "даршанами", или "воззрениями". Речь шла, таким образом, о различных учениях, которые, при их очевидном несходстве, были сочтены "допустимыми", с индуистской точки зрения. Каждая даршана имела при этом свою историю, и к эпохе великого синтеза она пришла своим путем.
Санкхья ("подсчет") по своей проблематике была близка буддизму и лишь довольно поздно оказалась поглощена брахманистской ортодоксией. Легендарный создатель Санкхья-сутр Капила был объявлен воплощением Вишну. Правильнее говорить не о традиции, а о многочисленных традициях санкхьи, связанных с именами разных учителей и сильно отличавшихся друг от друга. Их систематизация завершилась в III в. н.э., когда был создан канонический текст - Санкхьякарика, автором которой считается Ишваракришна.
Главной проблемой для санкхьяиков было, как и для буддистов, преодоление страдания и освобождение от сансары. Чтобы решить ее, учителя санкхьи составляли своеобразные списки "элементов бытия". В их перечень входили как природные стихии, выступающие в качестве материала для предметов внешнего мира - земля, вода, огонь, воздух и эфир, - так и человеческие способности и свойства - слух, индрии (органы чувств), органы для восприятия вкуса и обоняния, "телесный облик" (нама-рупа). Присутствуют здесь и сознание (буддхи), а также представление человека о своем "я" (ахамкара). Такое сведение вместе характеристик внешней реальности и внутренних свойств субъекта созвучно поискам буддийских мыслителей. Санкхьяики стремились обнаружить первопричину всего сущего, внешним и поверхностным проявлением которой выступают все эти элементы. Эту первопричину они представляли себе как безличное женское начало и называли ее Пракрита ("природа").
Однако для того, чтобы возник мир, требуется еще одно условие. Должно произойти смешение таинственных стихий - гун. Гуны (дословно "волокно") представляют собой своеобразные "вещества", определяющие, в частности, душевные свойства и состояния человека. Гуны бывают трех видов - саттва, раджас и тамас, причем каждую символизирует определенный цвет: саттву - белый, раджас - красный и тамас - черный.
Белые гуны воплощают благость и спокойствие. Красные - стихию страсти, порывы и необузданные влечения. С раджасом связана как любовь, так и ненависть. И, наконец, черные гуны означают особый психологический комплекс, который можно охарактеризовать словами "смерть" и "препятствие". Чтобы человек мог обрести освобождение, в его природе должны преобладать белые гуны.
Единственное, что не порождено Пракрити, - это способность ее воспринять. Эту способность имеет мужское начало (Пуруша). В отличие от Пракрити, Пуруша абсолютно пассивен. Он - только зритель грандиозного спектакля, который разыгрывает перед ним Пракрити. Но именно в силу своей пассивности он начинает отождествлять себя с образами, которые он видит на сцене. Поэтому необходимо преодолеть ложные самоотождествления человека, "отделить" Пурушу от того, чем он в действительности не является. Достижению этой цели и служит медитативная практика санкхьи.
Многое сближает санкхью с йогой. Последователи Патанджали (таково было имя легендарного создателя Йога-сутр) разрабатывали прежде всего практические приемы освобождения. Для этого, полагали приверженцы йоги, необходимо, чтобы прекратилась работа рассудка (читта), непрестанно продуцирующего ложные самоотождествления человека с образами внешнего мира.
Путь йоги делится на два основных этапа - крийяйогу и раджайо-гу. Чтобы пройти первую стадию, необходимо соблюдать длительное моральное воздержание и ахимсу, т.е. не причинять вред живым существам, быть правдивым, не воровать, сохранять целомудрие и не принимать подарков; большое значение имеет и изучение священных текстов. Йогин должен жить под открытым небом или в уединенной хижине, быть умеренным в еде, воздерживаться от общения с людьми (в первую очередь с женщинами) и от использования огня. С помощью специальных поз, благоприятствующих сосредоточению, - асан, подвижник достигает контроля над дыханием: без этого прекратить работу рассудка считается невозможным.
На стадии раджайоги происходит сосредоточение индрий (органов чувств). В обычном состоянии внимание человека рассеяно; читта "перескакивает" с одного объекта на другой, находясь во власти приятных и неприятных ощущений. Теперь же человек обретает способность "воздержания от объектов", или их "невосприятия". На последней ступени - самадхи - Пуруша, очистив свое сознание от объектов, открывает свою подлинную природу.
Школы ньяя и вайшешика связаны настолько тесно, что нередко рассматриваются как единая система. Между ними существовало своеобразное разделение труда. Термин "вайшешика" происходит от слова "вишеша" (отличие, особенность), и, в соответствии со своим названием, она представляет собой детальное учение о Вселенной. Автором сутр вайшешики считается Канада, а самый древний и знаменитый комментарий на них приписывается Прашастападе. Ньяя же представляет собой логическое учение, которым надлежит руководствоваться в споре. Согласно традиции, сутры этой школы были созданы Готамой, который, однако, рассматривается не столько как основоположник учения ньяи, сколько как глава общины наяиков. Классическое толкование Ньяя-сутр принадлежит Ватсьяяне (IV в. н.э.).
Все многообразие явлений в конечном итоге сводится, по мнению вайшешиков, к семи категориям (падартха): субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), род (саманья), особенность (вишеша), взаимосвязь (самавайя) и небытие (абхава). Среди субстанций - пять природных стихий - земля, вода, огонь, воздух, пространство (акаша). Вайшешики считали, что земля, вода, огонь и воздух состоят из атомов (ану). Но ану слишком малы, чтобы их можно было ощутить.
Среди субстанций (дравья) особое место занимают души (дживы). Они бывают двоякого рода: существует одна джива, обладающая абсолютным знанием и свободная от страданий и желаний, - божество, создающее мир (Ишвара), а наряду с ней - огромное число индивидуальных душ, находящихся в телах. Но если тела преходящи, то пребывающие в них дживы вечны. Душа может обрести освобождение лишь благодаря сознанию - манасу.
Манас так же мал по размеру, как и атом. Он существует в бесконечном количестве отдельных проявлений, так как каждая джива имеет свой манас. Он делает возможной соединение дживы с предметами внешнего мира и друг с другом и играет роль посредника при ощущениях страдания и наслаждения.
Если учение о мире составляло задачу вайшешики, то функция ньяи состояла в разработке пригодных для этого понятий и классификации источников знания (праман): пратьякши (восприятия), ануманы (логического вывода), упаманы (сравнения) и шабды (словесного сообщения).
Все построения ньяя-вайшешики должны были служить достижению высшей цели - освобождения. Приверженцы двух объединившихся школ полагали, что мокшу можно приблизить добрыми делами, но достичь ее способен лишь тот, кто изучил философские категории. В результате специальных интеллектуальных упражнений возникает особый род соединения дживы с манасом. Благодаря ему человек приобретает способность увидеть все субстанции, собственной дживы и других джив, что и приводит человека к освобождению.


Категории: [Философия], [Экзамен], [Шпоргалка], [Вопрос №7]
' 076 Elhemina Astore 14:02:14

Обожаю своего Ванечку!!
Вот так сидишь целый день у компа, делаешь шпоры, а он позвонит, скажет пар фраз и все! Настроение поднимается, да и появляется повод из дом свалить!!)
Так что пойду ка я на анимку, а вечером опять за шпоры сяду.


Категории: [Ванечка], [Люблю], [Анимка]
' 075 Elhemina Astore 13:15:38
6. Законы диалектики

Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей,­ отрицание отрицания.
В своем происхождении, историческом развитии и соотношении, внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития.
Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В этих законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и связи ранее известных категорий, развитие которых подчинено этим универсальным законам. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.


Категории: [Философия], [Экзамен], [Шпоргалка], [Вопрос №6]
' 074 Elhemina Astore 13:02:09
5. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

Методы зарождаются в практической деятельности людей как ее обобщенные приемы. Метод ( methodos - путь ) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Метод как средство познания есть способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета.
Философия являет собой всеобщий метод, ибо ее предметом исследования в данном случае выступают наиболее универсальные принципы мышления, всякого познания. Каждый метод дает возможность познать лишь какие-то отдельные стороны объекта. Отсюда возникает необходимость во "взаимодействии" методов, что также обусловлено тем, что каждый метод имеет определенные пределы своих познавательных возможностей.
Философские методы, будучи универсальными, являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют конкретные, часто научные методы. В процессе развития познания выработались общие принципы мышления как индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др.
Необходимость выбора и обоснование методов, выяснения их соотношения, породила и специфическую область философского и научно-теоретическо­го знания - методологию. Эта система исходных принципов или начал, обобщенных методов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Философская теория есть одновременно метод. В силу этого философия выполняет общую методологическую функцию для всего научного познания. Философия в отличии от конкретных наук, вырабатывает всеобщий метод познания - диалектику, как учения о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творчески познающего мышления.
Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.
Стихийная диалектика древних в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса. Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».
Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики». На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим.
Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.
В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.
Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.
Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - материалистическая диалектика современности. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».
Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.
Объективная диалектика - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективная же диалектика или диалектическое - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.
Исходными принципами диалектики являются: принцип развития и принцип всеобщей связи.
Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной - результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.
Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик.
Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленнос­ть предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.
Антиподом диалектики является метафизический метод. Термин «метафизика» (от лат. та метата физика - буквально «то, что следует после физики) был введен в 1 в. до н. э. комментатором Аристотеля - А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» (о сущности, причинах и т. д.), в отличие от «второй философии» - частно-научного знания.
В современном обществознании понятие «метафизика» имеет три основных значения:
1. Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, крупный немецкий философ XX в. М. Хайдеггер рассматривал ее как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Основные ее категории -- это предельные понятия, «охватывающие» одновременно и объект, и субъект познания.
2. Особая философская наука -- онтология, учение о бытии как таковом, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем, особенно в современной западной философии.
3. Философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.
Самая характерная, существенная черта метафизики -- односторонность, абсолютизация одной (безразлично какой именно) стороны живого процесса познания, или шире -- того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.
Метафизика, как и диалектика, никогда не была чем-то раз навсегда данным. Она изменялась, выступала в различных исторических формах, из которых можно выделить две основных:
1. Старая метафизика - была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. (метафизический материализм, натурфилософия, философия истории и т. д.). Специфика этой формы метафизики - отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.
2. Новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Особенность антидиалектики в новой форме - сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Развитие здесь может пониматься следующим образом:
а) как простой, всеобщий и вечный рост, увеличение или, наоборот, уменьшение (т. н. «плоский эволюционизм»), т. е. как только количественные изменения;
б) как только качественные изменения, цепь сплошных скачков («катастрофизм»);
в) как повторение, монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность («развитие по прямой линии»);
г) как вечное движение по кругу, без возникновения нового (концепции «круговорота»);
д) как движение, из которого изымается его сущность -- противоречие;
е) как только прогресс, т. е. восхождение от низшего к высшему, от простого к сложному.
Возможны и другие, в том числе и смешанные интерпретации развития, связи и взаимодействия.
Виды метафизики могут быть выделены по различным основаниям (критериям). Так, метафизическим, антидиалектическим может быть как метод познания, так и способ практической детальности - бюрократизм, консерватизм, волюнтаризм, т. е. любые односторонние действия.
Метафизический способ познания включает в себя целый ряд разновидностей, которые возникают в результате абсолютизации отдельных моментов, форм, этапов и т. п. познавательного процесса. Ранее некоторые из этих разновидностей были названы - идеализм, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, догматизм, релятивизм и др.
К ним следует добавить софистику и эклектику, которые зародились еще в древней Греции и использовались для «обоснования» истинных суждений, бывших на самом деле заведомой ложью. Так, знаменитый античный софизм «рогатый» «доказывал»: «Что ты не терял, то имеешь; ты не терял рога: значит, у тебя рога».
Софистика и эклектика являются, пожалуй, наиболее «коварными и хитрыми» разновидностями антидиалектического­ способа мышления. Они и сегодня широко используются для «доказательства» неверных выводов и «обоснования» неправедных дел, особенно в сфере политики.
Сущность софистики и эклектики заключается в том, что изменчивость, гибкость понятий они применяют не объективно, т. е. не как адекватное отражение развивающейся действительности, а произвольно, чисто субъективистски. Как правило, их главнаяцель - сознательное, преднамеренное искажение истины, извращенное представление действительности, стремление выдать ложь за истину. Это достигается с помощью системы специфических приемов и уловок (софизмов), основанных на нарушении принципов формальной и диалектической логики.
Основное различие софистики и эклектики - при всем их сходстве - состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета (или мыслей, взглядов, фактов и т. п.) и их произвольное, механическое соединение чисто внешним образом. Результатом этой процедуры является агрегат, хаотическое множество, а не целостная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей.
Софистика и эклектика, хотя и признают гибкость, диалектичность понятий (что, несомненно, является их важным рациональным моментом), но вследствие своего произвола и субъективизма не доходят до реальной диалектики объективной действительности.


Категории: [Философия], [Экзамен], [Шпоргалка], [Вопрос №5]
' 072 Elhemina Astore 11:26:20
2. Философия и мировоззрение

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологическое, художественное, религиозное и т.д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане—мировосприяти­е и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональн­ое мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Наконец, отметим еще один — исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия — это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.


Категории: [Философия], [Экзамен], [Шпоргалка], [Вопрос №2]
комментировать 1 комментарий
' 071 Elhemina Astore 11:24:13
1. Предмет Философии и её функции.

Что такое философия
Философия самая древняя область знания. Она возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Философия это: наука (определённая сфера человеческой деятельности, задача которой есть выработка и систематизирование определённых данных относительно действительности), искусство («философия мыслит в идеях и понятиях, искусство же реализуется в образах» можно с уверенностью сказать, что философия иногда одевается в «одежду искусства», или использует искусство, что бы раскрыть те или иные идеи.), религия (религия является формой жизни, а философия - методом познания (понимания) этой самой жизни.). Философия – это не наука, искусство или религия, а своеобразная, самостоятельная и уникальная форма постижения мира. Другими словами философия – это мировоззрение, которое есть ряд теорий, предполагающих понимание человека, мира и Бога.

Основные философские вопросы
Основной вопрос философии - вопрос о соотношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи, души к телу, человека к миру. Это вопрос о том – создан ли мир богом или он существует вечно, это вопрос о том, как соотносится между собой природа и наши знания о ней. От решения решения основного вопроса философии зависит способ решения всех других философских проблем.
Основные вопросы философии:
а) Антологическая (учение о бытии, как таковом) – вопрос о соотношении материи и сознания.
Решение: 1.Материализм М(первичный) - С(вторичный)
Сознание отражает материю, есть результат материализм.
2.Идеализм С(первичный) – М(вторичный)
б) Гносеологическая (гносеология- теория познания) – вопрос о том познаваем ли мир.
ДА (материалисты, часть объективных и субъективных идеалистов):
Субъективный идеализм: познавать мир, значит познать комплекс человеческих ощущений.
Объективный идеализм: познавать мир, значит познать абсолютную идею.
НЕТ: агностицизм (Юнг, Кант)
Скептицизм – философское направление, представители которого не настаивают на непознаваемости мира, но выражают сомнения в достоверности наших знаний.

Функции философии
• Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
• Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
• Мыслительно-теорети­ческая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логичес­кие схемы, системы окружающего мира.
•Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
•Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
• Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственн­ых, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
• Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
• Воспитательно-гуман­итарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
• Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.


Категории: [Философия], [Экзамен], [Шпоргалка], [Вопрос №1]
' 070 Elhemina Astore 11:21:14


Dracula - Mysterieux personnage

­­


Категории: [Мюзикл], [Видео], [Dracula], [Andree Watters], [Bruno Pelletier]
' 069 Elhemina Astore 11:13:34


Dracula - Urgence

­­


Категории: [Мюзикл], [Видео], [Dracula], [Andree Watters]
' 068 Elhemina Astore 11:11:23


Dracula - Qui sera la prochaine

­­


Категории: [Мюзикл], [Видео], [Dracula], [Gabrielle Destroismaisons], [Bruno Pelletier], [Pierre Flynn]
' 067 Elhemina Astore 11:08:10


Dracula - Etrange etranger

­­


Категории: [Мюзикл], [Видео], [Dracula], [Bruno Pelletier], [Gabrielle Destroismaisons], [Rita Tabbakh]
' 066 Elhemina Astore 11:01:42


Dracula - L'armee Des Ombres

­­


Категории: [Мюзикл], [Видео], [Dracula], [Daniel Boucher], [Rita Tabbakh], [Elyzabeth Diaga], [Bruno Pelletier]
' 065 Elhemina Astore 10:59:47


Dracula - Mina


­­


Категории: [Мюзикл], [Видео], [Dracula], [Sylvain Cossette]
' 064 Elhemina Astore 10:51:55


Dracula - Avance

­­




Категории: [Мюзикл], [Видео], [Dracula], [Sylvain Cossette], [Bruno Pelletier], [Rita Tabbakh], [Elyzabeth Diaga]
' 063 Elhemina Astore 10:42:18


Dracula - Nous Sommes Ce Que Nous Sommes

­­


Категории: [Мюзикл], [Видео], [Dracula], [Bruno Pelletier], [Daniel Boucher], [Sylvain Cossette]
' 062 Elhemina Astore 10:34:47


Dracula - Un bateau qui sombre

­­


Категории: [Мюзикл], [Видео], [Dracula], [Daniel Boucher]
' 061 Elhemina Astore 10:31:31


Dracula - Le Droit De Savoir

­­


Категории: [Мюзикл], [Видео], [Dracula], [Pierre Flynn], [Gabrielle Destroismaisons]
' 060 Elhemina Astore 10:22:44


Dracula - Aussi loin que je sois

­­


Категории: [Мюзикл], [Видео], [Dracula], [Andree Watters], [Sylvain Cossette]
 


Записки тенейПерейти на страницу: « предыдущуюПредыдущая | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | следующуюСледующая »

читай на форуме:
Хэлп ми,пипл!тт"
))
оцените!(аватар в комментариях)
пройди тесты:
Спасибки ниами!
Кровь на снегу или любовь на...
читай в дневниках:
Тест: [ Твое кодовое слово ] http:/...
Тест: [Чувство твоего разума] http:...
Тест: Я. Ты. Вы. Мы. Он. Она. Они. ...

  Copyright © 2001—2018 BeOn
Авторами текстов, изображений и видео, размещённых на этой странице, являются пользователи сайта.
Задать вопрос.
Написать об ошибке.
Оставить предложения и комментарии.
Помощь в пополнении позитивок.
Сообщить о неприличных изображениях.
Информация для родителей.
Пишите нам на e-mail.
Разместить Рекламу.
If you would like to report an abuse of our service, such as a spam message, please contact us.
Если Вы хотите пожаловаться на содержимое этой страницы, пожалуйста, напишите нам.

↑вверх